Авторалли. Виды и соревнования. Особенности

Авторалли одна из разновидностей автомобильного спорта, которая представляет собой скоростные гонки по пересеченной местности и дорогам общего пользования. Для того, чтобы одержать победу, участнику необходимо первым прийти к финишу, соблюдая заданный маршрут движения. В настоящее время проводится огромное количество соревнований по ралли разного уровня: от региональных до международных.

Раллийные гонки по праву считается наиболее зрелищной гонкой. В ней принимают участие эксклюзивные машины, созданные специально для заезда, которые развивают умопомрачительные скорости. Поражает и мастерство пилотов, ведь им приходится управлять автомобилем и выполнять различные маневры на бешеных скоростях.

Историческая справка

Первое авторалли было организовано во Франции, на трассе Париж-Руан в 1894 г. и сразу же стало объектом повышенного интереса не только автовладельцев, но и производителей, а также зрителей. Эта дата считается моментом зарождения новой гоночной дисциплины, а вот само название было ей дано в 1907 г.

К этому времени популярность раллийных гонок возросла. Соревнования проходили не только во Франции, но и в Италии, Германии, Великобритании. А в 1908 г. прошел заезд на самой длинной в истории автомобильного спорта дистанции (Нью-Йорк Париж), о котором впоследствии был снят фильм под названием Большие гонки. Были разработаны и первые правила, например, раздельный старт автомобилей и необходимость отмечаться в контрольных пунктах.

Гонки проходили в то время не на таких значительных скоростях, как сегодня средняя скорость не превышала 25 км/ч. однако этот показатель стремительно увеличивался, и вскоре автомобили мчались по трассе уже быстрее 100 км/ч. Это привело к увеличению несчастных случаев и, как следствие, было принято решение проводить ралли на закрытых треках. Первый из них был оборудован в 1907 г.

Читайте также:  Спортивные брусья. Виды и применение. Характеристики. Особенности

По причине Первой мировой войны распространение дисциплины прервалось. Возрождение наступило в 1924 г., когда в Монте-Карло прошла первая послевоенная гонка, ставшая затем ежегодной. Соревнования проходили также в Англии, Бельгии, Италии, Ирландии.

Стремительное развитие авторалли получило в 1958 г., когда был организован первый Чемпионат Европы, проходивший впоследствии на регулярной основе. Это способствовало тому, что гонки распространились по всему земному шару, в том числе в Америку, Африку и Австралию.

Сегодня раллийные гонки проходят во всех государствах мира. С 1973 г. проводится 13-этапный мировой чемпионат, продолжительность которого составляет 11 месяцев (январь ноябрь). Участники соревнуются последовательно на трассах Монте-Карло, Швеции, Аргентины и пр. По итогам чемпионата устанавливается первенство не только среди автогонщиков, но и среди автопроизводителей.

Виды авторалли

Все многообразие раллийных гонок можно условно разделить на 2 большие группы:

  • Ралли, проводимое на закрытых трассах, содержащих все необходимые участки.

  • Ралли по дорогам общего назначения, имеющих природную сложность (наличие подъемов, горных склонов, песчаных насыпей, болот и пр.).

Соревнуясь на закрытых трассах, участникам важно придерживаться не столько скоростного режима но и уложиться в строго отведенное время. Еще одна отличительная особенность такого ралли наличие специальных участков повышенной сложности, поэтому рассчитаны такие гонки только на профессионалов и на серьезные автомобили.

И в первой, и во второй группе раллийных гонок имеется множество подвидов:

  • Боевое авторалли. Проводится с 1960-х гг. и является соревнованием для профессионалов. Гонки проходят на специальных дорогах при отсутствии общего движения. К таким дорогам относятся:

горные склоны, перевалы;

труднопроходимые лесные дороги;

трассы, покрытые снегом и льдом;

болотистые и песчаные местности.

В боевом ралли оценивается не скорость участников, а следование заданному маршруту и способность уложиться в определенное время. Такие гонки позволяют проверить надежность и безопасность автомобиля.

  • Ралли третьей категории (Р3К). Автогонки, доступные для любителей и любых легковых машин. Для нее используются дороги общего пользования, полностью или частично открытые. Никаких специальных умений и подготовки для участия в Р3К не требуется, оцениваются не скорость прохождения дистанции, а точность расписания, маневренность, навигация. В рамках Р3К могут проводиться и дополнительные состязания, подразумевающие преодоление специальных участков (повышенной сложности либо скоростных).
  • Клубное ралли. Проводится на закрытых дорогах при участии серийных либо специализированных автомобилей. Как правило, это состязание между автомобильными клубами на выявление наиболее сильных пилотов, которых потом направляют на соревнования более высокого уровня.
  • Компактная гонка. Заезды на короткие, но при этом сложные дистанции, включающие в себя разные дорожные покрытия, множество спусков и подъемов.
  • Ралли–рейд. Гонка на скорость на длинной дистанции, пролегающей порой даже через несколько стран. Участниками рейда становятся не только легковые автомобили, но и грузовики и даже мотоциклы.
  • Ралли-марафон – трансконтинентальный заезд, в котором могут попробовать свои силы и профессионалы, и любители. Победу одерживает тот, кто преодолел заданный участок за наименьшее время.
Читайте также:  Правильная техника выполнения шрагов с гантелями, ошибки новичков

Как проходят состязания

Авторалли подразделяется на несколько этапов. Этап это заезд на конкретной трассе с гравийным либо песчаным покрытием, либо на отдельном участке дороги заданной сложности протяженностью не более 50 км. Иногда гонка проходит по двум параллельным дорогам. Такие участки имеют небольшую длину, но именно здесь можно увидеть самую настоящую борьбу. Участок может быть и стандартным это обычное шоссе, по которому пилоты на своих автомобилях следуют до следующего этапа согласно ПДД.

На трассе расположены контрольные пункты, в которых экипаж должен отметиться. Победа достается тому, что побывает на всех контрольных точках и раньше остальных придет к финишу, не меняя при этом заданного маршрута.

Стартуют участники в порядке очередности через установленные временные промежутки. Каждый пилот стремится развить наибольшую скорость, не теряя при этом управления. В этом ему помогает штурман второй член команды. Он тоже имеет право на управление автомобилем, однако его задача заключается в другом. Он сообщает о предстоящих поворотах, любых изменениях на дороге и указывает водителю направление движения согласно маршруту. Таким образом, пилот больше слушает штурмана, нежели смотрит на дорогу. А потому малейшая ошибка помощника может повлечь серьезную аварию. Работа экипажа должна быть слаженной, основанной на профессионализме и взаимном доверии. Иногда, чтобы достичь этого, требуется много времени и труда.

Авторалли проводятся независимо от климата и погоды, на любых покрытиях. Места, выбираемые для гонок, уникальны, и экипажи никогда не владеют полной информацией о том, что ожидает их в пути. Все это делает состязания очень эффектными, непредсказуемыми и требует от участников высшей степени профессионализма. Этим пользуются производители авто, используя соревнования для рекламы своих изделий.

Аварии на ралли

Скоростные автомобильные гонки признаны одним из опаснейших соревнований, существующих в современном спорте. Ралли не обходится без аварий, увечий и летальных исходов. Опасность подстерегает как участников, так и болельщиков. Машина не редко на всем ходу влетает в толпу. Согласно статистическим данным, на подобных гонках травмы случаются реже, чем в хоккее или футболе, но вот смерти случаются намного чаще. Настолько, что подобное событие уже не воспринимается как фатальное.

Читайте также:  Формула. Виды и особенности. Правила соревнований и безопасности

Самый высокий процент смертности принадлежит авторалли Дакар в связи с разнообразием транспортных средств, участвующих в состязании: от мотоциклов до грузовиков.

Раллийные гонки это высокопрофессиональный спорт, требующий изнурительного труда. Гонщику необходимо быть настоящим асом, чтобы независимо от погодных условий управлять автомобилем, маневрировать на большой скорости на любом дорожном покрытии и вести свою машину к заветной победе.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом